Как написать цель для проекта

Содержание:

Жизненный цикл проекта и продукта

Управление любым проектом находится в жесткой зависимости от стадий его жизненного цикла.

Проходя через определенные фазы своего развития, проект видоизменяется и требует все новых форм контроля и управления. Стоит отметить, что жизненный цикл проекта не совпадает с жизненным циклом продукта, который создается в процессе или результате его реализации. Продукт начинает свое существование с момента создания всех его частей и объединения их в единый объект, который может быть реализован или использован с пользой для владельца. При этом продукт может быть создан:

  • в результате реализации проекта (если является одной из его целей);
  • в процессе его реализации (если продукт является одним из этапов достижения каких-либо из его целей);
  • до старта (если его существование является условием для осуществления проекта);
  • после завершения (если он не является целью).

Таким образом, «линии жизни» проекта и продукта могут пересекаться или вовсе не пересекаться, но всегда зависят друг от друга.

Более детальный разбор этапов

Планирование

По американской методологии PMBOK планирование занимает порядка 50% всего времени, что особенно подчеркивает его значимость.

Планирование лучше начать с разделения проекта на части (Work Breakdown Structure — WBS), где каждая фаза разделена на более мелкие задачи. Это помогает понять объем работ и учесть все нюансы.

Рис. 2 — Структура разделения проекта на подзадачи (WBS)

Графики работ

Очень удобный и практичный инструмент для этого — диаграмма Ганта. По сути, это календарный план, который учитывает взаимосвязь между поставленными задачами, а также показывает ресурсы, необходимые для их выполнения.

Самый простой вариант диаграммы можно сделать в Exсel: слева в таблице находится название работ, а все остальные столбцы — даты.

Рис. 3 — Диаграмма Ганта, Microsoft Exсel

Если работа выполняется в конкретную дату, она заполнена цветом. Такая схема четко отображает объем работ, сроки и последовательность их выполнения.

При наличии визуальной картины выполняемых задач работа над проектом существенно упрощается, так как они привязаны к календарному графику.

Рассмотрим пример диаграммы Ганта, построенной в MSProject.

Рис. 4 — Диаграмма Ганта, Microsoft Project

Слева указаны названия задач, которые подразделяются на этапы (выделены красным) и подзадачи (выделены черным), а также отображена длительность этих задач и календарные даты, когда они выполняются. Справа — графическое представление данных задач и даты их выполнения. Также указаны необходимые ресурсы.

(Обычно ресурсы — это люди, привлеченные для выполнения той или иной задачи. Мы конкретно указываем, какие именно лица должны ее выполнять.)

Задачи соединяются между собой стрелочками: таким образом, постоянно есть графическое представление работ (их очередность и взаимосвязь).

Справа внизу есть график по ресурсам, где указана загрузка каждого человека. Очевидно, что при чрезмерной нагрузке часть задач, скорее всего, не будет выполнена — поэтому требуется всегда оценивать, насколько у вас загружены люди на проекте и реально ли сделать все в нужные сроки.

Такая наглядная картина позволяет оперативно и четко корректировать текущую ситуацию: смещать задачи, увеличивать длительность, искать дополнительные ресурсы, аутсорсинг и так далее.

Визуализация данных также позволяет определять критический путь проекта. Если не вдаваться глубоко в академические определения, это те задачи, при изменении длительности которых изменяется дата окончания проекта. Например, если на дизайн ушло больше времени, чем планировалось, то конечная дата сдачи проекта сдвигается.

Работы, выделенные на графике синим (например, тестирование и наполнение сайта контентом) не влияют на срок сдачи проекта. Таким образом, на данной схеме мы видим, какие работы можно сдвигать, так как они не влияют на срок сдачи проекта, а какие нельзя.

Исполнение

На этом этапе могут возникнуть трудности: например, сложно правильно распределить очередность выполнения задач. Избежать трудностей поможет ряд простых инструментов:

  • Матрица Эйзенхауэра;
  • Вычеркивание дел;
  • Делегирование;
  • Тайм-менеджмент (Хронос и Кайрос).

Работают они только тогда, когда вы их правильно и регулярно (!) применяете. Если человек один раз пробует и у него не получается — это не значит, что инструмент не работает.

Рассмотрим подробнее.

Матрица Эйзенхауэра. Делим дела на срочные, важные, несрочные и неважные.

Первыми делаем срочные важные дела (например, проекты у которых подходит срок сдачи, разрешение кризисов) и срочные неважные (перерывы, телефонные переговоры, некоторые встречи, совещания и т. п.).

Вообще, в управлении бизнесом эффективным считается такой стиль управления, при котором возникает минимальное количество «пожаров». Это показывает, что руководитель умеет планировать дела и предусматривает сложные ситуации.

Далее по значимости следуют несрочные важные дела. К ним может относиться оценка результатов, планирование новых проектов, налаживание отношений, превентивные мероприятия и т. п. Они могут перетекать в срочные важные, поэтому лучше их делать заранее.

Распространенная ошибка — сотрудники и руководители погружаются в не срочные неважные дела (текучка) вместо не срочных важных. Как следствие, горят сроки и нарушаются договоренности

Крайне важно правильно определять важность дел. Для этого можно составить определенные критерии и распределять задачи в соответствии с ними.

Матрицу полезно составлять ежедневно

Это особенно важно для руководителя — он должен уделять время планированию и разработке стратегий развития, а не погружаться в рутинную работу, создавая видимость кипучей деятельности. Когда начальник не делегирует текущие дела сотрудникам, его работа непродуктивна, хотя и объемная.

Вычеркивание дел

Обратите внимание на несрочные и неважные дела — рутинную работу, некоторые письма и звонки. Если эта категория дел ежедневно входит в список, она «засоряет» время: может быть, лучше их полностью исключить? Отказывайтесь от того, что вам не приносит никакой пользы.

Делегирование

Здесь важно учесть:. 1

Поговорка «если хочешь сделать что-то хорошо, делай это сам» очень вредна для бизнеса и карьерного роста. Без делегирования руководителю не обойтись.

1. Поговорка «если хочешь сделать что-то хорошо, делай это сам» очень вредна для бизнеса и карьерного роста. Без делегирования руководителю не обойтись.

2. Всегда составляйте инструкции и полный список задач. Они требуются для четкого понимания сотрудником своих обязанностей и осознания личной ответственности.

3. Все задачи должны быть расписаны по SMART-методу, о котором мы говорили выше.

4. Необходимо убедиться, что цели поняты исполнителем.

5. Нужно проводить периодический контроль и требовать отчетность.

Оптимальное распределение времени или «Хронос-Кайрос». Хронос — линейное планирование по часам (дела планируются на конкретное время); Кайрос — событийное планирование (например, во время поездки по городу встречается магазин, где можно сделать покупки, поэтому можно отклониться от маршрута, это и есть гибкое планирование).

1. Планируйте дела заранее в хронологическом порядке — встречи, совещания и т.д.

2. Заносите эти дела в календарь, установленный у вас в смартфоне (например, в Google Календарь).

3. Отдельно составляйте список дел, которые вы выполните при наступлении определённых событий.

4. Всегда имейте все планы в текстовом виде — желательно «в облаке», чтобы они были доступны с любого мобильного устройства.

Как поставить цель проекта

Часто , начиная работу над проектом , учителя и учащиеся сталкиваются с проблемой постановки цели проекта. Данный материал является определенной шпаргалкой.

Просмотр содержимого документа «Как поставить цель проекта»

Формулируя цель и задачи проекта, следует исходить из типологии проекта, возрастных возможностей учащихся, сроком выполнения работы

Следует принять во внимание, что большинство проектов являются смешанными по типу. Опорные слова которые помогут сформулировать цель и задачи

(Использовать в одном проекте нужно не все, а только те, что подходят по теме проекта.

– выяснить, определить как зависит…

– собрать и обобщить сведения о….

– собрать и проанализи-ровать информацию по….

– подготовить обзор литературных (или др.) источников по вопросу…

– изучить хронологию (правления, наиболее важных событий, научных открытий и т.д.)

– подготовить и провести праздник …

– подготовить к изданию школьный альманах…

– разработать и создать модель, макет, словарь…

– подготовить компьютерную презентацию к уроку

– создать гербарное (или др.) дидактическое пособие к уроку…

– создать в школьном дворе клумбу….

Задачи (план работы над проектом)

1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.

3. Обработать и проана-лизировать полученные результаты…

4. Представить результа-ты исследова-ний в виде (таблиц, схем, …)

5. Сделать выводы (отвечающие поставленной цели)

6. Подготовить проект к защите…

1. Определить источники информации

2. Выбрать из различных источников необходимые сведения

3. определить форму представления полученной информации (таблицы, словарь, доклад, тезисы, комппь-ютерная презентация)

4. Оформить собранную информацию в соответствующем видео-

1.Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.

2. Изучить имеющи-еся литературные источники по данному вопросу.

3. Определить место проведения меро-приятия и необходи-мое оборудование

5. Провести необхо-димую организаци-онную работу

7. Подготовить декорации, костюмы

1. Определить вид и форму конечного результата (макет, модель, книга, стенд, клумба и т.д.)

2. Изучить имею-щиеся литературные источники по данному вопросу

3. Определить необходимый материал для выполнения проекта.

4. Если проект групповой – распределить обязанности.

5. Наметить план, последовательность деятельности (составить чертеж, подготовить детали, найти информацию, подготовить схему-рисунок, подготовить, высадить рассаду, собрать модель….)

6. Провести испытание (презентацию, уроки с использованием …)

Источник статьи: http://multiurok.ru/files/kak-postavit-tsiel-proiekta.html

Пример постановки целей от понятия идея и проблема

Проблемы, которые обуславливают появление проекта:

  • замедление роста продаж;
  • невозможность торговать круглосуточно;
  • сложность региональных продаж, когда клиент не может приехать в офис или магазин компании для ознакомления с каталогом товаров;
  • клиентам необходимо посетить магазин для осуществления покупки или сделать заказ по телефону, на что тратиться много времени клиента и оператора;
  • сложное взаимодействие с клиентами, поставщиками;
  • необходимость реструктуризации компании в сторону проектного управления;
  • необходимость оптимизации бизнес процессов компании в сторону упрощения процессов;
  • консервативный стиль управления и сотрудников;
  • слабая известность компании и её продуктов в интернет;
  • сложность поиска партнёров;
  • неэффективный маркетинг;
  • отсутствие компании в поисковой выдачи поисковых систем;
  • высокая стоимость товара.

В рамках разработки новой структуры предприятия и её преобразования необходимо внедрить в систему управления предприятием систему электронной коммерции. На первом этапе реализовать динамическую систему позиционирования товаров компании в сети интернет путём создания интернет сайта с каталогом продукции компании. Вход в интернет должен:

  • Открыть новые варианты для продажи продукции;
  • Позволить освоить новый рынок для продажи своих товаров;
  • Снизить расходы за счет более эффективного обслуживания клиентов и оптимизации внутренних бизнес-процессов;
  • Осуществить торговлю своими товарами и снабжение компании чужими;
  • Упростить обмен данными с клиентами или, соответственно, поставщиками;
  • Оптимизировать существующие бизнес-процессы – сделать их более экономичными, снизить стоимость;
  • Повысить имидж компании;
  • Реализовать высокую прозрачность внутренних и внешних бизнес-процессов;
  • Предоставить возможность производить покупки товаров компании не выходя из дома;
  • Снизить стоимость товара до уровня цен конкурентов и ниже.

Электронные приборы

  • Мобильный телефон, смартфон или планшет. USB-кабель и переходник или другое зарядное устройство, аккумулятор для зарядки. Наушники.
  • Ноутбук, батарея и зарядное устройство для ноутбука.
  • Фото- или видеокамера. Аккумуляторы и зарядные устройства к ним, а также карты памяти.
  • Если планируете брать в аренду машину, то навигатор, в который заранее надо загрузить нужные карты.

Как правильно и грамотно сформулировать цель и задачи написания курсовой работы

Написание курсовой работы, как правило, начинается с объяснения актуальности выбранной темы и постановки цели выполнения работы. Затем студенту следует заняться определением задач, которые должны подробно раскрывать цель написания курсовой работы и соответствовать изучению выбранной темы. Важным моментов написанного введения считается определение цели и задач исследования, раскрывающих проблемы, на рассмотрение которых направлен процесс выполнения курсовой работы.

Цели и задачи подчеркивают актуальность и значимость выбранной темы. Следует обозначать цель курсовой работы в соответствие с ее темой, задачи нужно формировать на основе составленного содержания курсовой работы. Необходимо отметить, что между целью и задачами есть прямая взаимосвязь, а, следовательно, они дополняют друг друга в рамках выполнения студентом конкретного курсового проекта.

Цели написание курсового проекта:

Целью написания курсовой работы является решение проблемы или получение ответа на поставленный вопрос, который должен быть обозначен в актуальности.

Если формировать цель в качестве процесса, то это будет неправильно. Такая трактовка цели как «Изучение экономических показателей» будет считаться неверным вариантом.

Задачи поставленные при написании курсовой работы:

Постановка задач исследования по определенной (выбранной) теме курсовой работе осуществляется согласно поставленной цели, они представляют собой ряд, как правило, четыре или пять конкретных последовательных этапов (путей) решения основной проблемы. Курсовая работа должна содержать теоретическую и практическую часть, это должно отражаться и в задачах написания работы.

Задачи курсовой работы взаимосвязаны друг с другом, поэтому они располагаются последовательно раскрытию теоретического и практического материала и соответствуют составленному содержанию работы.

Приведем несколько конкретных примеров определения целей и задач для курсовых работ.

Если выбранная тема курсовой работы по экономике

«Инфляция как социально-экономический процесс, проявляющейся в периоды макроэкономической нестабильности».

В цели написания работы требуется изучить инфляцию как социально-экономический процесс и определить факторы, вызывающие ее рост в периоды макроэкономической нестабильности.

Согласно поставленной цели в процессе написания курсовой работы решаются несколько основных задач:

— рассмотреть понятие инфляции, обозначить причины и формы ее проявления;

— охарактеризовать специфику увеличения инфляции в России для периодов макроэкономической нестабильности в ХХ веке;

— провести анализ причин современной инфляции в России и факторов, влияющих на ее рост, и выявить пути реализации эффективной антиинфляционной политики.

Когда тема курсовой работы по праву обозначена следующим образом «Правовой режим земель лесного фонда»,

то целью ее выполнения будет провести исследование правового режима земель лесного фонда.

В процессе написания данной курсовой работы должны решаться следующие задачи:

— рассмотреть понятие земель лесного фонда, их состав и виды;

— изучить правоотношения, возникающие в области охраны и использования земель лесного фонда;

— охарактеризовать право собственности и пользования лесными участками, включенными в составе земель лесного фонда;

— раскрыть отличительные черты понятий охрана и защита лесов в правовых основах согласно законодательству РФ.

Так для темы работы по педагогике: «Воспитательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ)»,

целью можно обозначить «Выявить педагогические методы и определить последовательность построения воспитательного процесса на примере дошкольного образовательного учреждения (название)».

Для данной курсовой работы будет поставлен ряд следующих задач:

— изучить психолого-педагогические материалы по ведению воспитательного процесса;

— рассмотреть основные понятия, раскрывающие проблемы исследования (воспитательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, педагог, работающий в системе дошкольного образования);

— изучить построение воспитательного процесса ДОУ (название) и исследовать результаты его влияния на детей младшего дошкольного возраста;

— провести разработку практических рекомендаций для усовершенствования воспитательного процесса ДОУ (название).

Удаление всех фильтров на листе

В чем польза проектов для школьников

Школьные проекты имеют очень много достоинств:

кардинально изменяется подход к процессу обучения и его участникам: в данном виде деятельности именно ученик, а не преподаватель является ключевым фигурантом;
на первое место выходит исследовательская деятельность детей, а не формальное заучивание и репродуктивное воспроизведение информации;
ставки делаются на сам процесс, приобретение и применение полученных знаний;
обязательно берутся во внимание особенности физического, духовного, нравственного, умственного развития личности ребенка.

Кроме этого, в соответствии со статьёй 13 Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на свободное высказывание, то есть «свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка». Проектная деятельность — прекрасный способ реализации этого права.

Работа над проектом учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, метод проектов в школе позволяет одновременно использовать исследовательские, проблемные и творческие подходы. Он способствует всестороннему развитию ребёнка.

Дети учатся самостоятельно работать с информацией

Это очень важно сегодня, поскольку информационные ресурсы сейчас во всеобщем пользовании. Поэтому сейчас очень важно уметь правильно выбирать главное, отсеивать второстепенное, анализировать и делать выводы

В этом видео вы узнаете о проектной деятельности школьников:

Оформление творческого проекта

Общие требования к оформлению

 Текст проекта распечатывается на листах формата А4. При этом соблюдаются стандартные размеры полей: 

  • левое — 20 мм;
  • правое — 10 мм;
  • верхнее и нижнее поля — 15 мм.

Рекомендованный шрифт — Times New Roman, размер — 14, межстрочный интервал — полуторный, тип выравнивания текста — по ширине.

При оформлении необходимо обратить внимание, чтобы текст был удобен для чтения. Старайтесь не перегружать текст сложно построенными фразами

Соблюдайте отступы между абзацами. Сами абзацы не должны быть длинными, два-четыре предложения вполне достаточно.

Заголовки и подзаголовки печатаются полужирным текстом путем выбора типа заголовка из списка в верхней строке редактора. Начинаются с заглавной буквы, точка в конце не ставится. Между заголовком и текстом соблюдается двойной интервал.

Каждая глава начинается с новой страницы и нумеруется арабской цифрой с точкой. Параграфы обозначаются двумя цифрами через точку, пункты параграфов — тремя цифрами через точку. 

Сокращения, используемые в тексте, должны быть общепринятыми. Инициалы упоминаемых людей пишутся перед фамилией. При употреблении формул используемые символы подлежат расшифровке.

Все приложения к проекту (чертежи, графики, схемы, таблицы, рисунки и т.д.) располагаются после списка литературы, нумеруются и подписываются. Надпись «Приложение» и его номер располагаются в правой верхней части листа. Название и номер объекта — под картинкой по центру. В тексте самого проекта дается указание на соответствующее приложение.

Страницы нумеруются внизу по центру, начиная со второй. На первой странице (титульном листе) номер не ставится.

Оформление титульного листа

Оформление титульного листа творческого проекта соответствует общим правилам для любых видов отчетных работ (контрольной, курсовой, дипломной и т.д.) Требования к соблюдению полей и межстрочных интервалов — те же, что и для всего текста. Номер страницы не проставляется. Текст выравнивается по центру.

В верхней части листа указывается Министерство образования и науки, название учебного заведения, для студентов — факультет и кафедра (размер шрифта 16). 

По центру полужирным шрифтом прописывается «Творческий проект» (шрифтом 24). Строчкой ниже указывается, по какой дисциплине. В следующей строчке — само название проекта (размер шрифта 28).

В правом нижнем углу указывают, кто выполнил проект (ФИО, курс, группа или класс). Под ним располагаются сведения о руководителе (ФИО, должность). Если есть консультанты, их фамилии прописывают строчкой ниже. Эти данные выравниваются по правому краю. Размер шрифта 14. В самой нижней строке этим же шрифтом по центру указывается населенный пункт (город) и через запятую год. 

Образец оформления титульного листа:

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания – визуально.

III. Сообщение темы, целей урока.

IV. Повторение пройденного материала.

– ответить на вопросы, определить по представленным рисункам правильно выполненный рисунок детали, (слайд 4)

Учитель: прежде чем приступить к изучению новой темы, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Ответы учащихся.

V. Изучение нового материала.

Учитель: Тема урока сегодня является продолжением изучения темы «Техника выполнения чертежей и правила их оформления». Рассмотрим и выясним, какие правила применяются при выполнении чертежа.

Каждый чертёжный документ выполняется по единым правилам – стандартам. В нашей стране приняты и действуют государственные стандарты Единой конструкторской документации – ЕСКД. Что же такое стандарт? (Слайды 5, 6)

Стандарты установлены не только на конструкторские документы, но и на отдельные виды продукции, выпускаемые нашими предприятиями. Государственные стандарты (ГОСТ) обязательны для всех предприятий и отдельных лиц.

Каждому стандарту присваивается свой номер с одновременным указанием года его регистрации.

Стандарты время от времени пересматривают. Это связано с развитием техники и совершенствованием инженерной графики. (Слайд 7)

Учитель: Чертежи выполняют на листах определённого размера. Стандартом (ГОСТ 2.301-68*)

установлены форматы листов, которые обводят тонкой линией. В общеобразовательных учебных заведениях пользуются форматом, размеры которого 297 x 210 мм.

Его обозначают А4. (Слайды 8, 9)

Учитель: каждый чертёж оформляется рамкой, которая ограничивает его поле. (Слайд 10)

Учитель: на чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись. Форму, размеры и содержание её устанавливает стандарт (ГОСТ 2.104-68*). (Слайд 11)

На учебных школьных чертежах основная надпись выполняется в упрощённом виде.

(Слайд 12)

Учитель: на производстве, согласно ГОСТ 2.301 – 68, листы формата А4 располагают только вертикально. В учебных общеобразовательных заведениях их используют как вертикально, так и горизонтально. (Слайды 13, 14)

Учитель: при выполнении чертежей применяют линии различной толщины и начертания. Каждая линия имеет своё назначение. Посмотрите на два изображения (Слайд 15). На ваш взгляд, какой из этих изображений понятнее для чтения? (Ответы учащихся).

Учитель: рассмотрим линии, которые применяются для выполнения чертежей. (Слады 16, 17)

Учитель: для того, чтобы изображение было всем понятно, государственный стандарт устанавливает начертание линий и указывает их основное назначение для всех чертежей промышленности и строительства. Рассмотрим более подробно назначение и применение этих линий.

  1. СПЛОШНАЯ ТОЛСТАЯ ОСНОВНАЯ ЛИНИЯТолщина сплошной основной линии (S) выбирается в пределах от 0,5 до 1,4 ммПрименяется для изображения видимого контура предмета, оформления рамки поля чертежа и граф основной надписи

  2. ШТРИХОВАЯ ЛИНИЯ Толщина линии от S/3 до S/2.Длину штриха выбирают от 2 до 8 мм, расстояние между штрихами от 1 до 2 ммПрименяется для изображения линий невидимого контура предмета.

  3. СПЛОШНАЯ ТОНКАЯ ЛИНИЯ Толщина тонкой линии от S/3 до S/2Применяется для нанесения выносных и размерных линий, нанесения штриховки, проведения полок линий — выносок

  4. ШТРИХПУНКТИРНАЯ ТОНКАЯ ЛИНИЯ Толщина штрихпунктирной линии от S/3 до S/2Применяется для осевых и центровых линий

  5. СПЛОШНАЯ ВОЛНИСТАЯ ЛИНИЯ Толщина волнистой линии от S/3 до S/2Применяется для изображения линий обрыва, разграничения вида и разреза

  6. РАЗОМКНУТАЯ ЛИНИЯ Толщина разомкнутой линии от Sдо 1,5SПрименяется для изображений места секущей плоскости при построении сечений и разрезов

  7. ШТРИХПУНКТИРНАЯ ТОНКАЯ С ДВУМЯ ТОЧКАМИ ЛИНИЯ Толщина линии от S/3 до S/2Применяется для изображения линий сгиба на развёртках

  8. СПЛОШНАЯ ТОНКАЯ С ИЗЛОМОМ ЛИНИЯ Толщина линии от S/3 до S/2Применяется для изображения длинных линий обрыва

(Слайды 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25)

VII. Закрепление пройденного материала.

Учитель: весь материал урока мы прошли, давайте проверим себя, как мы его усвоили. Учитель раздаёт карточки-задания. (Приложение 1). Работа рассчитана на 5 минут.

VIII. Итог урока.

Учитель визуально проверяет выполнение заданий, оценивает тех, кто хорошо работал. Окончательный результат проверки выполнения заданий будет объявлен на следующем уроке.

IX. Домашнее задание.

(Слайд 27).

Учитель: запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневниках.

Учитель: урок окончен, спасибо, до свидания.

Используемая литература:

  1. Учебник “Черчение” Ботвинников А.Д., и др. – М.: Астрель АСТ, 2012.
  2. Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Учебное пособие для учащихся 9-х классов образовательных учреждений – М.: ВЛАДОС, 2010.
  3. Учебник “Черчение” под редакцией Н.Г. Преображенской. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector