Как запомнить материал урока: 4 эффективных метода

Введение

На протяжении всей человеческой истории люди пытались
придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить
какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала
пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого. Появился
специальный термин, заимствованный из греческого — мнемо́ника, означающий
искусство запоминания.

Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за
последнее столетие по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом
наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим
количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование
процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной
из актуальнейших задач человека в современном обществе. Изучение и применение
определённых способов, приёмов и методов запоминания значительно способствует
качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти
необходимой информации.

Особенно важно знание этих приёмов для студентов и
школьников, поскольку усвоение учебного материала, общеобразовательной или
специальной информации является основной сферой их деятельности. И без умения
обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти
изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл

Освоение приёмов запоминания информации входит в число
вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения
студентов, развивает их навыки работы с учебной и научной литературой,
способствует успешному овладению знаниями, необходимыми для учебной и
учебно-исследовательской деятельности.

Целью данного реферата является рассмотрение теоретических и
практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения
определённых способов и приёмов.

1.1 Память как основа психической деятельности человека

Наша память основана на ассоциациях — связях между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными и закреплёнными в нашем сознании.

«Память — это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал» .

Формы проявления памяти очень многообразны. В основу их классификации легли три критерия: объект запоминания, степень волевого управления памятью и длительность сохранения в ней информации.

По объекту запоминания различают образную
, включающую в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логическую
, выраженную в мыслях, понятиях, словесных формулировках; двигательную
, называемую также моторной или кинестетической; эмоциональную
, память на пережитые чувства.

По степени волевой регуляции, целям и способам запоминания память подразделяют на непроизвольную
(без ранее поставленной цели запомнить) и произвольную
(напрягаемую усилием воли).

По степени длительности сохранения информации память делится на кратковременную
, действующую всего несколько минут; долговременную
, характеризующуюся относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала и оперативную
, хранящую информацию лишь необходимое для выполнения какой-либо операции время. Объектом данной работы является словесно-логическая долговременная произвольная память, составляющая основу успешного обучения в вузе.

В зависимости от того, как успешнее запоминает информацию человек, выделяют зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), моторный (кинестетическая) и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухово-двигательный) типы памяти.

Как работает мнемотехника?

Работа с информацией происходит следующим образом:

  1. Берутся некие абстрактные данные.
  2. Далее информация кодируется. То есть между данными создаются определенные связи (ассоциативные, образные и так далее).
  3. Следующим шагом идет запоминание и повторение материала в удобной форме.
  4. Далее информация декодируется, то есть расшифровывается.
  5. И последнее: материалы, которые требовалось запомнить, воспроизводятся.

Таков алгоритм методики запоминания информации. Этот процесс выглядит несколько сложным для начинающих. Однако не стоит этого пугаться. Начав применять приемы запоминания материалов на практике, вы измените свое мнение.

ProduKey

Всё расскажет консоль

Спящий режим (гибернация)

Приемы осмысленного запоминания. Техники эффективного запоминания

     Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Освоив эти принципы, вы сможете запоминать любую необходимую вам информацию самым эффективным для вас способом. Что же лежит в основе любого эффективного запоминания ?

     Желание.  Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать: иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить.

     Осознание.  Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.

     Установление связей.  Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у вас знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нужно обязательно связать с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах своей памяти будет очень сложно. Чем больше связей между двумя мыслями или фактами вы установите, тем выше вероятность того, что вы вспомните одну информацию при помощи другой.

     Яркие впечатления.  Если вы хотите, чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

     Хорошее внимание.  Без внимания нет запоминания

80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему внимани

     Поэтому надо, во-первых, выработать в себе навыки концентрации внимания, а во-вторых, не забывать его вовремя включать.

    Существуют действенные методы для запоминания информации, о которых мы и поговорим в этой ниже.     Для того чтобы укрепить память записывайте на бумаге план или краткий конспект материала, который необходимо запомнить. Для тех, у кого хорошо работает зрительная и слуховая память, достаточно будет просто прочитать или прослушать информацию. Каждый человек индивидуален по своей сути. Следовательно, и запоминает информацию каждый из нас по-разному. Для начала следует понять, какой тип памяти у вас развит лучше всего, а уже затем приступать к запоминанию информации.      Итак, чтобы укрепить память необходимо научиться понимать работу памяти, ее механизмы. Во-первых, существует два типа запоминания:

— произвольное;

— непроизвольное.

    Ярчайшим примером непроизвольного запоминания может стать назойливый рекламный слоган, который так и крутится в голове, или фраза из песни.

    Произвольное запоминание приходит на помощь тогда, когда необходимо запомнить какую-то конкретную информацию. В свою очередь, оно делится на механическое (обыкновенная зубрежка) и логическое (осмысление запоминаемой информации)

Для того чтобы запомнить информацию важно учитывать самый главный критерий запоминания – понимать то, что запоминаешь. При осмыслении информация плотно входит в память

В данном случае у вас появляется возможность запоминать в несколько раз больше информации, чем при зубрежке, а также сэкономить свое время.      Существует множество техник для развития и укрепления памяти, но наиболее эффективной, по мнению большинства, считается мнемоника или мнемоническая техника . Мнемотехника (в переводе с греч. – искусство запоминания) представляет собой совокупность приемов и способов, которые значительно облегчают запоминание информации, а также увеличивают объем памяти с помощью ассоциативных связей. Мнемотехника появилась во времена, когда человеку еще не было знакомо письмо. С помощью мнемотехник жрецы и шаманы могли запоминать астрономический объем информации. Способность запоминать информацию ценилась во все времена. Одним и наиболее известных мнемонистов был Джордано Бруно. Он написал немало книг о мнемотехниках, одна из которых называется «О тенях идей».

Принципы запоминания

Память является сложным психическим процессом и включает в себя четыре ступени:

  • запоминание;
  • хранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Специалистами в области психологии и медицины замечено, что у памяти есть одна особенность: если ее не использовать по назначению и не развивать, она со временем теряет свои свойства. Это провоцирует начало других деструктивных процессов, которые могут отразиться на когнитивной и психической функциях сознания.

С проблемой запоминания большого объема информации в разных ситуациях сталкиваются все люди, но ее усиление неизбежно приходит с возрастом. При правильном развитии человеческого сознания память прогрессирует до 25 лет, в среднем возрасте держится на одном уровне, а в пожилом – постепенно ухудшается.

Чтобы максимально избежать негативных последствий процесса ухудшения памяти, ее необходимо тренировать по подобию тренировок мышц. Суть тренировок проста – надо больше и чаще вовлекать память в работу. Для этого придумано большое количество разных способов и мнемотехник. Прежде чем приступать к их освоению, следует узнать, какой бывает память, а также в чем заключен принцип запоминания. Память бывает произвольная и непроизвольная.

  1. Произвольное запоминание происходит при участии воли человека тогда, когда нужно усвоить информацию, а для этого требуется приложить усилие. Произвольная память, в свою очередь, делится на механическую (зазубривание наизусть) и логическую (осмысленную).
  2. Непроизвольная память работает без участия воли человека. Информация записывается в сознание самостоятельно. Обычно это происходит под действием сильного впечатления и большой заинтересованности. Интересная, нужная и важная информация запоминается человеком сама собой, причём без каких либо особых усилий.

Чтобы информация сохранилась в памяти надолго или даже навсегда, ее необходимо подвергнуть анализу, сравнению, рассмотрению с разных точек зрения, критическому восприятию и обработке. Это значит, что быстрое и произвольное запоминание возможно только при подключении мышления и логики.

Кроме того, память можно разделить на 3 вида в зависимости от преобладающего типа восприятия информации.

  • Зрительная (визуальная). Информация запоминается преимущественно через зрение, наблюдение, рассматривание.
  • Слуховая (аудиальная). Информация наилучшим образом усваивается на слух (через прослушивание).
  • Тактильная (кинестетическая). Человек, в котором преобладает такой вид памяти, лучше всего запоминает информацию через прикосновения.
  • Обонятельная и вкусовая. Встречаются гораздо реже в виде преобладающих в человеке типов памяти. Запоминание через запахи и вкусы выступает чаще на второстепенной роли. В некоторых профессиях главную роль играют именно такие виды памяти, например, повар или парфюмер. Поэтому такие виды восприятия информации тоже хорошо поддаются тренировкам и успешно развиваются.

Для понимания того, какой именно вид восприятия информации преобладает в человеке, проводятся различные тестирования. Это делается для достижения наибольших результатов, когда необходимо запомнить большой объем информации. Например, если студенту известно, что он аудиал, то готовясь к экзамену, он либо читает информацию вслух, либо прослушивает аудиозаписи лекций. В случае, когда он визуал, то прочитанный про себя текст хорошо запомнится ему лишь тогда, когда он сможет представить его в виде конкретных зрительных образов. А вот кинестетику для эффективного запоминания необходимо прописывать тексты, так как именно в процессе написания и происходит запись информации в сознание.

Упражнение для развития слуховой памяти

По дороге старайтесь схватить на слух, удержать в голове и запомнить случайные отрывки чужих разговоров; старайтесь хранить в голове такое увеличивающееся в течение дня досье весь этот и следующий день. Вы убедитесь, что вскоре научитесь удерживать в памяти на редкость много не связанных по смыслу фраз одновременно.

Всюду, где это возможно, старайтесь различать людей по голосу и по шагам и корректировать ваши определения.

Учите наизусть стихи и мотивы, проговаривая и напевая их (самый эффективный и приятный прием!).

Потренируйтесь на лекциях, слушая и внимательно запоминая их. Раз уж судьба предоставила вам как студенту такую возможность, не пренебрегайте ею даром, а воспользуйтесь этим способом как тренажером.

Проговаривайте вслух прозаический текст как можно более сухого содержания и учите его. В первый день проговорите и выучите наизусть одну строчку, на другой — добавьте следующую и повторите обе, и так до больших объемов. Именно так, кстати, заучивали с голоса тексты эпические певцы

Вот и для вас самое важное здесь — учить именно с собственного голоса, а не с текста

Для этого достаточно сконцентрировать внимание на том, что вы слышите, а не на том, что видите. В крайнем случае, можно попросить кого-нибудь ежедневно читать вам по строке

Диета для памяти

Не секрет, что многие химические вещества усиливают память, многие ослабляют. Приведем перечень тех и других веществ. Память укрепляют продукты, богатые магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), а также чай и кофе, содержащие кофеин. Но! Есть разновидность людей, которых кофе вгоняет в сон. Проверить это можно уже по реакции на четвертую-пятую чашку кофе в жизни (первые непоказательны).

Изменить в этой области ничего нельзя, остается лишь примириться с судьбой. Память ослабляют и разрушают атропин, скополамин, никотин (вот этот при каждом употреблении поначалу даже активизирует умственную деятельность, но в целом память от него мало-помалу слабеет) и алкоголь.

Определение типа памяти

В обыденной жизни наблюдаются индивидуальные различия в области психических процессов. Одним из таких процессов и является хранение информации. Особенности процесса запоминания характеризуют личность, становясь ее свойствами, накладывают отпечаток на деятельность и поведение человека. В зависимости от того, какой анализатор преобладает в работе памяти, принято различать четыре ее типа:

  • слуховой;
  • зрительный;
  • двигательный;
  • смешанный.

Слуховой (звуковой или аудиальный) тип характеризуется высокой степенью запоминания и воспроизведения всевозможных звуков: музыки, произнесенных слов. Он важен при запоминании озвученной информации. Особое значение он приобретает в определенные периоды жизни. Слуховая память обеспечивает хорошую успеваемость школьников и студентов. Она необходима для успешной профессиональной деятельности композиторам, музыкантам, лингвистам.

Зрительная память — способность воспринимать, сохранять и воспроизводить визуальные образы. По мнению психологов, у людей с развитым зрительным типом хорошо развито воображение. Они способны «видеть» образы, даже после того как те исчезли из поля зрения. Особое значение этот тип памяти имеет для конструкторов, инженеров, художников, дизайнеров.

Двигательная (моторная) память характеризуется способностью запоминать и воспроизводить движения. Люди, обладающие ею, способны сохранять в памяти не только двигательные представления, но и их характеристики: амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность. От уровня ее развития зависит успешность формирования двигательных навыков трудовой, игровой, спортивной деятельности.

  • Тайские таблетки — наркотик или панацея
  • Массаж воротниковой зоны — как делать дома. Техника массажа воротниковой зоны, видео
  • Автокредит на новый автомобиль без первоначального взноса

Смешанный тип характеризуется отсутствием преобладания какой-либо одной памяти. Его особенность в том, что смешанная память обеспечивает одинаково хорошее запоминание материала при использовании разных анализаторов. Люди, имеющие ее, используют сразу несколько типов памяти: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, двигательно-слуховой.

Существуют и другие типы памяти, основанные на деятельности отдельных анализаторов, которые не имеют существенного значения в жизни человека. Их возможности ограничены и сводятся к удовлетворению биологических потребностей организма. К таким типам памяти относят: обонятельный, осязательный и вкусовой. Чтобы узнать, какой способ запоминания преобладает у вас, воспользуйтесь психологической методикой «Определение типа памяти».

Для ее проведения вам понадобится помощник, который должен зачитать несколько рядов слов. Каждый из этих них соответствует определенному типу памяти. После прочтения вслух группы слов ведущим, испытуемый за отведенное время должен записать их по памяти. Полученные данные нужно сверить с рядами слов и выявить, сколько названо правильно. По окончании подсчета коэффициента по специальной формуле, делается вывод о преобладающем типе памяти.

Способы запоминания информации или улучшаем память

Процесс запоминания — целая наука. Разработана масса способов улучшить работу памяти. Рассмотрим самые популярные.

  • Выбираем правильное время. Для большинства людей оптимальным являются утренние часы — с 8 до 10, либо вечером — с 20.00 до 23.00. Еще со школьной скамьи помнится, что на ночь учится легче.
  • Полностью сосредоточиваемся на материале. Посторонние мысли мешают запомнить информацию. Попросите окружающих не отвлекать вам какое-то время.
  • Если объем материала не позволяет запомнить за один присест, то следует разбить его на логические части и заучивать поэтапно. После заучивания каждого элемента делайте короткий перерыв.
  • Если, прочитав текст, вы ничего не поняли, попробуйте изложить прочитанное своими словами кому угодно, хоть плюшевому медведю. Главное, добиться полного осмысления.
  • Выучили материал — повторите его через 40 минут. Такие знания будут служить вам верой и правдой еще не один год.
  • Не стоит сидеть на месте. Многим помогает хождение по комнате, размахивание руками, смена положения тела. Это объясняется тем, что движение активизирует работу головного мозга и в разы увеличивает его возможности.
  • Читайте и проговаривайте фразы вслух. Есть мнение, что выкрикивание слов повышает процесс запоминания на 10 процентов.
  • Больше спите и отдыхайте. Не стоит сидеть полночи, готовясь к экзамену, чтобы отправиться на него сонной мухой. Выспаться перед важным событием еще никому не помешало. Это 50 % успеха. Отсутствие здорового сна ухудшает способность запомнить необходимое.

Кроме этого, психологи и нейропсихологи рекомендуют желающим качественно и быстро запоминать информацию писать письма, заниматься обучением на природе, нагрузить себя спортивными упражнениями.

Механизмы памяти

Трудно выработать технику запоминания, не зная, какой тип памяти у вас доминирует. Запомнить информацию можно либо с помощью зрения, и тогда это будет зрительная память, либо органов слуха — слуховая. Каждый неповторим, соответственно, и подходы к запоминанию у всех свои. Например, некоторые люди способные похвастаться моторной, мышечной памятью.

Чтобы запомнить необходимое, нужно понимать как память функционирует. Непроизвольная работа связана с запоминанием без усилий. Ярчайший тому пример — реклама. Никому не придет в голову специально заучивать слоганы, звучащие с экранов телевизоров. Тогда почему мы запросто воспроизведем услышанное? Сработал непроизвольный механизм.

Когда нужно специально запомнить материал, на помощь приходит произвольное запоминание. Здесь мы либо зубрим, если не понимаем предмет изучения, либо осмысливаем изучаемое и фиксируем его в памяти его. Второй путь гораздо эффективен.

Главное правило запоминания — понимать то, что учишь! Это сэкономит ваши силы и время, а мозг получит возможность сохранить в два раза больше информации.

Полезные советы

Есть еще 11 простых и эффективных секретов быстрого запоминания материала.

При чтении стоит выделять ярким маркером основные моменты и значимые слова в тексте.
Пропеть текст материала на любой понравившийся мотив или зачитать на манер стихотворения в прозе.
Чтение информации необходимо продолжать до полного ее понимания.
Громкое чтение текста с выражением с большей долей вероятности сможет акцентировать внимание на важных фрагментах.
Переписывание текста материала другой (неудобной) рукой.
Привлечение партнера (помощника) для тренировок.
Записать текст на диктофон и периодически прослушивать.
Интервальное повторение материала через разные временные промежутки.
Через каждые 20 минут заучивания следует делать перерыв.
Запоминание материала лучше всего перенести на другое время при плохом самочувствии.
При усталости рекомендуется недолгий сон, чтобы повысить эффективность работы мозга.

Тренировать память нужно всегда. Использовать можно даже самые примитивные способы и методы, так как они способны держать мозговую активность в тонусе.

Другие методики

Многие техники способны повысить эффективность усвоения учебного материала

Важно производить анализ эффективности каждой используемой методики и впоследствии пользоваться наиболее подходящими техниками запоминания

Для быстрого припоминания заготовленной речи используют эффект края, который помогает воспроизвести начало и конец длинной фразы. Метод локации предполагает привязать к предметам, встречающимся ежедневно по пути на учёбу или работу, необходимые для запоминания понятия. Проложить маршрут можно по своей квартире или комнате.

Метод ОВОД включает в себя 4 основные стадии заучивания материала: выделение основной мысли, внимательное прочтение, обзор и доводку. Сначала предполагается осмысленное чтение нужных данных, сопровождающееся поиском главной мысли, которую записывают на листочке. На следующем этапе внимательно читают ещё раз всю речь с фиксацией внимания на мельчайших деталях и подробностях, которые нужно привязать к основным мыслям текста.

Дальше следуют обзорный просмотр всей речи и составление примерного плана с целью уяснения последовательности нужных фактов. Доводка предусматривает повторение текста по памяти. Сначала воспроизводят основные моменты, затем мысленно восстанавливают подробности. После чего рекомендуют прочесть ещё раз план и отметить упущенные данные.

Некоторые специалисты предлагают рациональные методы изучения иностранной лексики или трудных терминов во сне. Технология методики предусматривает использование первого часа после погружения в сон и последнего получаса перед пробуждением. Сначала читают слова и прослушивают их в аудиозаписи, затем производится громкое повторение лексики вслед за диктором под сопровождение успокоительной музыки. Через 15 минут обучающийся должен лечь спать. В аудиозаписи следует трёхкратное повторение слов сначала громким голосом, затем он становится всё тише и тише. Утром вновь идёт прочтение лексики с нарастающим звуком.

Метод золотого списка предусматривает двухнедельные интервалы и повторения записей. Вначале заготавливают бронзовый список из 25 слов, зафиксированных в блокноте. Через 2 недели усвоенные слова исключают из списка, 17 слов записывают и опять про них забывают. В 3 список войдёт уже 12 слов, в 4 раз запишут примерно 8 слов. Золотой список формируется путём переписывания забытых слов из серебряного списка. Работа осуществляется по той же схеме.

Существуют специальные техники, рассчитанные на запечатление в голове лиц, имён, отчеств и фамилий. Лучшие из них решают проблему привязки лица к имени, профессии, увлечениям, привычкам с помощью построения ассоциативных связей. Можно создавать образ на основе типовых ассоциаций, связанных с литературными или сказочными персонажами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector