7 типов интеллекта и 5 способов мышления

Содержание:

Абстрактно-логический тип

Абстрактное мышление оперирует не только образами, но и отвлечёнными понятиями. Человек, у которого развился данный тип умственной деятельности, способен систематизировать информацию и целенаправленно её искать, планировать свои занятия. Считается высшей степенью развития мозговой деятельности, характерно только для человека.

Как и когда развивается, возможные нарушения развития

Начало формирования абстрактного мышления приходится на 5-7 лет. Поздний дошкольный и ранний школьный период. Полностью способность оперировать абстрактными понятиями формируется у подростков и сохраняется всю жизнь.

Признаки того, что у дошкольника начало развиваться логическое мышление:

  1. осмысленное использование отвлечённых понятий в речи,
  2. появление навыка подробного планирования своей деятельности,
  3. понимание причинно-следственных связей в действиях окружающих.

Все эти операции происходят без непосредственного контакта с предметами.

Нарушение мозговой деятельности проявляются в неспособности обобщать, выделять главное, понимать переносный смысл слов и выражений. Для выявления подобных расстройств используются тесты, в которых нужно интерпретировать пословицу или поговорку, выявить принципиальное сходство между разными объектами.

Особенности

Этот тип мышления пользуется сложными логическими операциями. У подростков и взрослых людей он основной. Благодаря ему человек способен планировать, ставить перед собой задачи и оценивать их выполнимость, давать оценку собственным действиям и действиям окружающих, делать выводы и учиться на основе собственного и чужого опыта

Характерно глубокое внимание к деталям, понимание контекста, низкая эмоциональная вовлечённость

Признаки мышления

Способ 5: Зарядить телефон без зарядки, используя телефон X-life

Некоторые кнопочные телефоны обладают функцией X-life, благодаря которой подобный телефон можно использовать для зарядки смартфона или иного мобильного гаджета. Телефоны X-life обладают большим запасом емкости аккумулятора и достаточно дешевы. Пример подобных телефонов можно посмотреть в нашем каталоге.

Если Вам интересно, то Вы можете ознакомиться со статьей .

Особенности мышления человека — определение процесса

Определение

Человеческое мышление — это высший познавательный процесс психического порядка, который осуществляется сознанием, и формирует новое знание.

Особенности мышления:

  • определяет познавательную деятельность человека, давая ему возможность осмыслять окружающих мир в образах, понятиях, представлениях;
  • не является отдельным психическим процессом, а вовлекается во все познавательные процессы;
  • всегда имеет цель и направлено на рассмотрение и/или решение задач, вопросов, ситуаций или проблем;
  • является способом взаимодействия человека с реальностью.

Оно обладает рядом качеств:

  • широтой (способность ко всеобщему рассмотрению предмета с комплексным анализом отдельных его элементов);
  • глубиной (способность к рассмотрению самой сущности вопроса или предмета);
  • критичностью (объективность в оценивании собственных и чужих результатов мышления, сомнение и тщательный анализ мыслей);
  • самостоятельностью (опора на собственные суждения и умозаключения, варианты решений проблем, предложение личных идей);
  • торопливостью (мышление стремится к быстрому обрабатыванию информации без всестороннего анализа сущности вопроса);
  • быстротой ума (оперативное реагирование на проблему и поиск решения задач);
  • мыслительной гибкостью (мышление подстраивается под условия ситуации или окружающей среды).

Мышление происходит в несколько этапов (фаз):

  1. Воспринимая поток информации в течение определенного времени, человек осознает наличие определенной проблемы.
  2. Человек рассматривает проблему с разных сторон, формирует гипотезы и выделяет возможные пути решения.
  3. Идеи и гипотезы проверяются человеком в контексте разных измерений, в том числе возможности их практической реализации (в деятельности).
  4. Человек формирует выводы — ответы на волнующие вопросы или решение проблемы, фиксируя полученную информацию в сознании.

Примечание

Мышление непосредственно связанно с языком и речью как способами выражения собственных идей, умозаключений, впечатлений и выводов. Также мышление невозможно без опоры на память, которая содержит обобщенный опыт, умозаключения, фрагменты знания и т.п.

Мысль всегда можно выразить вербальными средствами (как высказывания) в форме:

  1. Понятий — языковых выражений, фиксирующих посредством мышления эмпирический или абстрактный объект в его ключевых особенностях, свойствах, связях или отношениях. Понятие отображает предмет как объект мышления.
  2. Суждений — утверждений или отрицаний, которые отображают связи или отношения между избранными предметами мышления, их действительного положения.
  3. Умозаключений — логических выводов, основой которых становятся разнообразные суждения.

Также способами мышления можно назвать:

  1. Индукцию — мышление от частного (конкретных фактов) к общему.
  2. Дедукцию — мышление от общего к частному (отдельным фактам).

Основными мыслительными операциями называются:

  1. Анализ — это рассмотрение частей определенного предмета (вопроса, задачи, проблемы) путем его разделения и выделения и осмысление важных черт.
  2. Синтез — это соединение разных аспектов проблемы в единую мыслительную конструкцию (в единстве связей).
  3. Абстракция — это мыслительный процесс выделения ключевых элементов, свойств, качеств отдельно взятого предмета (в т.ч. умозрительного) с помощью отвлечения его существенных признаков или особенностей. Может выступать в форме отвлеченных понятий как обобщений опыта.
  4. Обобщение — это разновидность абстракции, посредством которой общие свойства для нескольких определенных предметов формулируются в целостные концепции, утверждения, выводы или понятия.
  5. Конкретизация — это исследование предметов во всей их разносторонности на основе фактов их реального существования. Рассматривается состояние предметов в их связи с условиями собственного существования и развития. Противоположна абстракции.
  6. Сравнение — процесс, при котором происходит уподобление двух или больше предметов по общему признаку, свойству, особенности, функции и т.п.

Пример

Человек как понятие является абстракцией, при этом мы можем навести примеры человека, то есть конкретизировать понятие.

Методика выявления

Ригидность мышления психологи выявляют в ходе беседы. Индивиды с его высокой степенью тяжело переключаются на другую тему. Им сложно поддерживать контакт. Ригидным людям нужна чёткая постановка вопроса, на который звучит конкретный ответ без соскальзывания с темы. Фразы произносят медленно, потому что мысленно анализируют все сведения. Их ответы логически обоснованы.

Путём тестирования получают наличие характерных для ригидной личности свойств:

  • длительность сохранения ощущения от любого стимула;
  • продолжительное переживание давно прошедших событий;
  • проблемы при пересмотре привычных двигательных действий;
  • неготовность к переменам для достижения какой-либо цели;
  • навязчивость представлений.

Виды мышления:

Мышление – это особого рода деятельность,
имеющая свою структуру и виды.

В науке известны многочисленные виды
мышления. Единой классификации не
существует.

  1. по характеру решаемых задач:

    1. теоретическое: понятийное(словесно-логическое),
      образное

    2. практическое: наглядно-образное и
      наглядно-действенное

  2. по степени развернутости и осознанности
    дискурсивное иинтуитивное;

  3. по степени новизны и оригинальности —
    репродуктивное и продуктивное
    (творческое);

  4. по числу участников — индивидуальное
    и коллективное мышление.

  1. По характеру решаемых задач:

  1. Мышление теоретическое— вид
    мышления, направленный в основном на
    нахождение общих закономерностей. Это
    мышление ученых, оно меньше связано с
    практикой.

  1. Понятийное мышление – это такое
    мышление, в котором используются
    определенные понятия. При этом, решая
    те или иные умственные задачи, человек
    не обращается к поиску с помощью
    специальных методов какой-либо новой
    информации, а использует готовые знания,
    полученные другими людьми и выраженными
    в форме понятий, суждений, умозаключений.

  2. Образное мышление – это вид мыслительного
    процесса, в котором используются образы.
    Эти образы извлекаются непосредственно
    из памяти или воссоздаются воображением.
    В ходе решения мыслительных задач
    соответствующие образы мысленно
    преобразуются так, что в результате
    манипулирования ими можно найти решение
    интересующей задачи.

Однако хотя понятийное и образное
мышление являются разновидностями
теоретического мышления, они находятся
в постоянном взаимодействии. Они
дополняют друг друга, раскрывая перед
нами различные стороны бытия. Понятийное
мышление дает наиболее точное и обобщенное
отражение действительности, но это
отражение абстрактно. В свою очередь,
образное мышление позволяет получить
конкретное субъективное отражение
окружающей нас действительности. Таким
образом, понятийное и образное мышление
дополняют друг друга и обеспечивают
глубокое и разностороннее отражение
действительности.

  1. Мышление практическое— вид мышления,
    направленный на решение практических
    задач.

  1. По степени развернутости и осознанности

  1. Мышление дискурсивное — аналитическое,
    развернутое во времени, поэтапноеи значительно осознанное.

  2. Мышление интуитивное — вид мышления,
    характеризующийся свернутостью,
    одномоментностью, протеканием без
    этапов. Основными
    характеристиками интуитивного мышления
    являются, напротив, быстрота
    протекания, отсутствие явно выраженных
    этапов и минимальная осознанность
    .
    Таким образом, для их сравнения
    используются три признака: временной
    (время протекания процесса), структурный
    (членение на этапы), степень осознанности
    протекания.

Интуиция — способность находить быстро
верное решение задачи и ориентироваться
в сложных жизненных ситуациях, а также
предвидеть ход событий.

  1. По степени новизны и оригинальности

  1. Мышление репродуктивное — вид мышления,
    который выражается в способности
    воспроизводить способы решения задач
    после обучения или по образцу.
    Репродуктивное мышление характеризуется
    применением готовых знаний и умений.

  2. Мышление творческое (продуктивное) —
    вид мышления, связанный с созданием
    или открытием чего-либо нового. Это
    способность решать нестандартные
    задачи, проблемы, находить новые способы
    мышления (эвристики).

Продуктивное мышление направлено на
создание нового способа решения той
или иной задачи или усовершенствование
уже существующего способа.

  1. По числу участников:

  1. Мышление индивидуальное — мышление
    отдельного индивида.

  2. Мышление коллективное — мышление группы
    людей при решении проблем и задач.

Как загрузить ролик из сообщений в ОК

Основные теории мышления

В настоящее время в психологии существуют следующие теории мышления:

  1. Ассоциативная теория мышления (автор О.К. Тихомиров, 1984 г). Данная теория рассматривает мышление как процесс непроизвольной смены накопленных ассоциаций и образов. В отечественной психологии, этой теории придерживался Л.С. Выготский, который доказал, что ассоциативный принцип может быть применим к наиболее простым формам обобщения (комплекса).

  2. Теория мышления в бихевиоризме. Бихевиористы занимались изучением мышления, при этом они опирались на общепризнанную формулу «стимул – реакция». В результате проведенного исследования, бихевиористами были сформулированы два основных направления. В соответствии с первым направлением мышление основано на общепризнанной формуле («стимул – реакция»). Данное направление не получило дальнейшего развития. В соответствии со вторым направлением, в основе мышления заложена познавательная активность. Особенностью бихевиоральной теории является то, что исследователи не выделяли мышление как самостоятельный психический процесс.

  3. Теория мышление в гештальтпсихологии. В рамках данной теории мышление рассматривалось как процесс, который протекает в виде последовательной смене разнообразных типов целостного видения исследуемой ситуации, предмета или явления. То есть, мышление представляется в виде смены разнообразных гештальтов. Основным механизмом мышления является установление новых отношений между данными, составляющими проблемную ситуацию, путем их переструктурирования.

  4. Теория мышления в когнитивной психологии. В рамках когнитивной психологии мышление рассматривается в виде символической функции, направленной на переработку информации и формулирование необходимых понятий. При помощи внутренних когнитивных структур (образов и понятий) человек активно извлекает информацию из окружающей его среды, организует и интерпретирует ее, а также использует в последующей познавательной деятельности.

Когда закладывается логическое мышление

Человек не рождается сразу с определенными задатками успешно делать правильные выводы и строить логические конструкции. Логическое мышление человека не врожденное, а приобретенное свойство. Даже базовый образный вид мышления проявляется у детей в 1,5 года. Умение мыслить абстрактно появляется гораздо позже – в младшем школьном возрасте, приблизительно в 7-8 лет. Логика развивается постепенно с развитием самой личности. Однако регулярные тренировки и упражнения дадут только положительный результат в развитии логического мышления.

Основным видом развития детей дошкольного возраста является именно логические задания и упражнения. Так как именно логическое мышление поможет ребенку в будущем добиться успехов, применяя свой интеллект. Развитие происходит в игровой форме соответственно возрастным особенностям детей. Уроки логики включены как в программу обучения детского сада, так и в школьную. Однако и родителям не стоит пренебрегать самостоятельными занятиям в домашних условиях. Ведь развивая логическое мышление, вы совершенствуете интеллектуальные навыки своего ребенка.

Есть ли возможность у взрослого человека усовершенствовать и улучшить свое логическое мышление? Конечно, это возможно и даже необходимо, ведь в современном мире все подвержено очень быстрым изменениям, знания, полученные в школе и университете, постепенно устаревают, появляется необходимость обновления информации. Развитие умений строить логические умозаключения для взрослого человека может быть очень приятным процессом, так как тоже, как и в случае с детьми, может проходить в игровой форме. Если же вы – вечный студент или типичный педант, то можно составить подробный план серьезных упражнений. Однако куда интереснее будет собраться в компании друзей и поиграть в логические игры. Информация, полученная таким образом, надежнее уляжется в сознании и закрепится в памяти человека, чем сухое заучивание правил и решение скучных задач.

Подпишись на журнал Kleo.ru в социальных сетях:

Формы

Структура включает в себя:

  1. Понятие. Это представление личности о предметах и реалиях, которые его окружают. С ее помощью можно объединить вещи по общим признакам. Модель разделяется на конкретную и относительную. Первая означает истинные объекты – квартира, стул. А вторые не имеют постоянной величины и зависят от индивидуального восприятия (счастье, любовь все объясняют по-разному). Стоит отметить, что содержание всех определений раскрывается через словесную речь.
  2. Суждение. Это отрицательные или утвердительные высказывания о действительности и ее частях. Получают его двумя путями: зрительное, слуховое, обонятельное восприятие или с помощью третьей формы.
  3. Умозаключение. Это создание нового мнения на основе уже существующих. Оно формируется в качестве цепи идей, а способность человека к ее выстраиванию зависит от развития мышления. Они разделяются на индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (целая группа явлений объединяется в одно обобщенное).

Можно ли научиться управлять мышлением

В различной литературе и на сайтах интернета можно найти много информации о том, как правильно организовать внимание, как научиться эффективно использовать память, а вот об управлении мышлением информации практически нет. Почему? Потому что и сами ученые толком не разобрались в том, что такое мышление

Тайна рождения мысли

Определение мышления как опосредованной психической деятельности по анализу, обобщению и синтезу информации не делает этот процесс понятнее. Как рождается мысль – до сих пор остается тайной.

Современная нейрофизиология досконально изучила устройство головного мозга и нейронов – клеток, отвечающих за психические процессы. Эти процессы, в том числе и мышление, не что иное, как обмен электрохимическими импульсами между нейронами. Причем перемещается этот импульс с весьма приличной скоростью – 100 м/сек. Прохождение импульса вызывает возникновение связей между волокнами нервных клеток и образование нейронных сетей. Чем больше импульсов проходит по цепям нервных волокон, тем сложнее нейронные сети и сложнее наша психическая деятельность (и мышление в том числе).

Это все кажется вполне понятным. Но где здесь мысль? Вот это-то до сих пор и неясно. Ведь наши мысли – это сложные системы образов, чувств, слов, они подвижны и чрезвычайно разветвлены. Человек очень редко думает только об одном, обычно в его мозгу крутятся сразу несколько мыслей. Одна выходит на первый план, но остальные не исчезают в глубине нейронных сетей. Мы можем думать одновременно над темой доклада на совещании и о том, что пора бы начальнику подкинуть премию, потому что сыну надо новую спортивную форму, и не забыть бы обновить абонемент в свой спортклуб, а еще вспоминаем, что у свекрови день рождения. И так далее. Мысли накручиваются друг на друга как снежный ком и не поддаются попыткам их организовать.

Можно ли это сделать, если мы не понимаем, как вообще протекает мышление, как рождаются мысли? Без всякого сомнения, можно.

Память человека — что это: кратко

Чтобы наверняка что-то запомнить, нужно использовать эмоциональные компоненты. Согласитесь, вы ведь довольно детально запомнили те события, которые оставили эмоциональный отклик. Поэтому пользуйтесь в процессе запоминания образами, которые что-то значат для вас. Свяжите материал, который вам нужно запомнить, с целями своей деятельности. Также, во время усвоения информации, вы можете рисовать, делать записи, играть с каким-то предметами.

Чередуйте материалы и образы, которые вам нужно запомнить, распределите их по тематикам.

Психологические триггеры: какое влияние они оказывают на человека?

Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей

На образ мысли могут влиять и определенные характеристики личности.

Мужское

Как правило, оно основывается на логическом анализе и нацелено на создание плана конкретных действий. Ему присущи целенаправленность, рациональность и отчуждение разума от ощущений. Мужчины стремятся перейти от обдумывания к поступкам и достижению определенного результата, а эмоции только мешают процессу осмысления.

Женское

Чаще всего имеет интуитивную основу, которая практически всегда сопровождается чувственным опытом. Важную роль играют конкретизация и детализация информации. Ход мышления женщины может меняться под воздействием настроения, хотя многим девушкам присущи и логика, и рационализм, и умение планировать, анализировать. Однако тенденция показывает, что их эмоциональность все равно оказывает сильное влияние на восприятие окружающего мира: порой помогает, а иногда мешает думать.

Девушкам бывает непросто понять самих себя и разобраться в хитросплетениях действительности. В таких ситуациях я с радостью приду на помощь. Записывайтесь мою консультацию, и я подскажу, как действенно и эффективно использовать внутренние ресурсы и превратить женственность в мощный источник энергии.

Позитивное

Люди с этим типом мышления чаще склонны видеть вокруг возможности, а не препятствия. Что бы ни происходило, они стремятся сохранить оптимистичный настрой, при этом реалистично и конструктивно оценивая обстановку и находя в ней то, что способствует достижению успеха.

Негативное

Сопровождается эмоциями, связанными с недовольством жизнью и пессимизмом. Люди такого склада ума склоняются к пассивной критике происходящего, выражению своих неприятных ощущений и мыслей, но далеко не всегда берут на себя ответственность для решения возникшей проблемы.

Стратегическое

Им обладают личности, которые предпочитают планировать свою деятельность далеко вперед и умеют ставить долгосрочные цели. Они придерживаются своего плана и видят самые эффективные пути достижения задуманного. Как правило, это хорошие управленцы и бизнесмены.

Идеалистическое

Вместо познания мира, идеалисты создают в голове его модель, которую они пытаются наложить на реальность. Чаще всего эти картинки не совпадают, что вызывает у человека негативные эмоции, переживания. Индивид с таким складом ума может не замечать очевидного из-за этого стремления к иллюзиям.

Иррациональное

Иррационалу не всегда удается увидеть и осознать причины своих поступков. Он не анализирует, не критикует, а просто верит в то, чем занимается. Для него важнее всего – результативность действий, а не логичность или объективность оценки.

Рациональное

В отличие от предыдущего, рационал обращается только к фактам, знаниям и навыкам. Ощущения, эмоции он отодвигает на второй план, предпочитая мыслить трезво, конструктивно, быстро и логично решая поставленные задачи.

Аналитическое

Человек с этим образом мысли опирается исключительно на логику. Он уверен, что все имеет причинно-следственную связь, поэтому для решения проблемы нужно долго анализировать, изучать ситуацию и докопаться до первопричины.

Синтезирующее

Хорошо развито у тех, кто способен из отдельных частей информации воссоздать полную и понятную картинку действительности. Такие люди не пугаются рутинной работы и предпочитают скорее стабильность, чем перемены. Окружающий мир воспринимается ими с настороженностью. Часто из личностей такого склада получаются выдающиеся ученые. Они успешно справляются с офисными задачами, умеют грамотно собирать и структурировать данные, а также верно их преподнести, прибегают к составлению схем, таблиц для наглядности.

Непревзойденный мир магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ

Каждый венец творения хочет прикоснуться к чему-то особенному и ранее неизведанному, открыть с целью себя новые границы понимания, соприкоснуться с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Оттого, каждый кто находится в поисках высоких духовных практик, кто желает заглянуть на огонек «за занавес», со временем все же получает ответы. Обращаясь к глубинам мироздания, годится сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, в чем дело? находится за гранью понимания. Со временем люди сумели сковать все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания

И нонче это называется одним словом — эзотерика.
Однако, стоит сразу преобразить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Вопреки на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых блистает своим отсутствием отрицательных последствий

Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света неужели Силам Тьмы. Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует напоминание к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «пристраиваться». Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, ознакомиться ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более подробно познакомиться с ней и понять, как она работает.

Денежная не житье также не заставит себя долго ждать, если регулярно подводить свой разум правильными мыслями. Так, стоит взять одну изо купюр в своем кошельке, разместить ее перед собой, положить для нее ладонь, закрыть глаза и представить себе, как эта пропуск притягивает к себе другие средства, как она словно магнит, влечет к себя деньги, как кошелек становится все толще и толще, как заработок приходит с различных сторон… Таким образом, визуализируя картину своего успешного финансового будущего (бог) велел быть на 100% уверенным в том, что оно обязательно наступит, и закругляйтесь именно таким, каким родилось в воображении.

Купить или самому сделать

Наряду с большим выбором готовой мебели, почти в каждом магазине вам всегда готовы предложить индивидуальное решение проблемы. Однако попробуйте сделать кухонный уголок своими руками. Это не только возможность сэкономить деньги, скорее, это шанс для полета вашей фантазии, реализации собственных дизайнерских задумок.

Ваш уголок может быть с жесткими спинкой и сиденьями. Такие, как правило, изготавливаются из натурального дерева, поэтому если вы ни разу не сталкивались с подобными работами, начните с более простого варианта. Например, диванчик из ДСП с сиденьями и спинками оббитыми тканью, кожей или кож замом.

Да и цена на ДВП существенно отличается от стоимости деревянных заготовок. Кроме творческой составляющей этого процесса, вас ожидает менее увлекательная, но абсолютно необходимая разработка проекта новой мебели. За основу можно взять чертежи простого кухонного уголка, представленные на рисунке ниже и доработать их с учетом ваших индивидуальных замеров и пожеланий.

Несколько вариантов для самодельного элемента мебели

Отзывы и комментарии

Виды и их характеристики

Психологи обычно разделяют мышление на три класса мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно-действенное подразумевает, что человек наблюдает за реальными предметами, животными, людьми и постигает взаимоотношения между ними в конкретной сложившейся ситуации.

Наглядно-образное предполагает создание представлений о некой ситуации или образах. То есть человек использует наглядные изображения через их образные представления.

Словесно-логическое предполагает применение логических знаний о том или ином событии, предмете, существе. И таким образом человек постигает существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи реальных событий или объектов.

Кроме этого, мышление делится на наглядное и вербальное, то есть кому-то проще один раз увидеть, другому достаточно это услышать

Еще оно делится на практическое и теоретическое, то есть кому-то «закон не писан», он ищет всевозможные способы решить ту или иную задачу, другим важно исполнение норм и правил, которые сами они и разрабатывают

Следующие антиподы связаны с интуитивным и аналитическим мышлением. Первое протекает быстро, не разделено на отдельные четкие этапы, мало осознаваемо. Второе – длительно по времени, разделено на четкие этапы, конкретно представлено в голове человека.

Но к какому бы типу ни относилось ваше мышление, важно уметь запускать в своей голове процесс сравнения, он помогает найти схожие и отличные свойства предметов, ситуаций, что в последующем непременно поможет решить поставленную задачу. Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез

На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной

Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез. На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной.

Хотя с другой стороны процесс мышления сугубо личный, и нередко он зависит от характера человека. У одних мышление бодрое, у других – ленивое. Кто мыслит рассудительно, кто импульсивно. Так же его делят на женское и мужское, цивилизованное и диковатое, гибкое и прямолинейное. Да и происходит оно на разных уровнях.

Одни мысли роятся в глубине нашего сознания, другие на поверхности, третьи остаются где-то в середине, там чаще всего находятся те, что появились благодаря стереотипам, которые нас окружают. Наружу вырываются самые разные, но чаще всего – контролируемые и хорошо осознаваемые мысли. А вот в самом дальнем уголке скрывается то, что появилось у нас практически бессознательно. Это – база, на которой потом начинают основываться все наши последующие мыслительные процессы.

И при этом не любое мышление помогает жить. Иногда оно может мешать. Порой нужно действовать быстро, полагаясь на собственный опыт, выработанные годами рефлексы, а мыслительный процесс тормозит простое решение важных задач. В категорию «вредных» мыслей также относятся ненужные, негативные, и конечно, назойливые. Вот им совсем не место в нашей голове и от них следует избавляться.

Наглядно-действенный тип

Это самая ранняя форма мыслительной деятельности, которая развивается у человека. Она характерна для детей младше 3 лет. Мыслительные операции основываются на манипуляциях с реально существующими осязаемыми предметами. Каждая задача решается сразу на практическом этапе, во время манипуляций с предметами. Нарушения мышления подобного типа встречаются редко. В основном при глубокой умственной отсталости. Они приводят к тому, что процесс развития мозговой активности в целом замедляется или прекращается.

Как и когда развивается, нарушения развития

Это первый этап становления мыслительной деятельности. Сроки, в которые должно начаться его развитие, варьируются. Некоторые специалисты указывают, что ребёнок способен к простейшим мыслительным операциям с рождения. Другие – что развитие мыслительных процессов тесно связано с возможностью двигаться и появляется одновременно со снижением гипертонуса мышц. Ориентировочные сроки — 6 месяцев — 1 год.

Яркие и неконтролируемые проявления наглядно-действенного мышления у детей старше 3 лет, подростков и взрослых говорят о серьёзных нарушениях психики – умственной отсталости, регрессе при психозах. Пациент проявляет ярко выраженное желание хватать, ломать и прятать окружающие предметы.

Ручное или наглядно-действенное мышление детей и способы его развития

Этот вид решения жизненных задач получил своё название из-за того, что ребёнок постоянно производит какие-либо манипуляции с окружающими предметами. Наиболее яркие проявления – малыш хватает игрушки, стучит ими, пробует на зуб, облизывает, пытается разобрать и собрать.

Отучать ребёнка от этих манипуляций не имеет смысла, гораздо более важная задача родителей – обеспечит малыша игрушками, которые он смог бы разобрать и собрать, не повредив. Отличный вариант — сортеры. У этой развивающей игрушки множество функций и модификаций. Принцип действия, как правило, схож — собрать, разобрать, соотнести цвета, грани, формы. Это и пазл, и конструктор в одной игрушке. Посмотрите подборку умных игрушек в различных ценах и вариациях .

Наглядно-действенный тип мышления у взрослых

У взрослых подобные мыслительные операции задействуются в тех случаях, когда результат действий нельзя предугадать на основе имеющихся умозаключений. Яркий пример – освоение незнакомой техники. Расстановка мебели в комнате или предметов на столе, выбор необходимых материалов по форме, текстуре, субъективным ощущениям.

Заключение

То, как мы мыслим, зависит от личностных особенностей и формируется на основе врожденных качеств. Все это влияет и на эффективность мыслительных операций, восприятие мира, и на решение различных проблем. В большинстве случаев мировосприятие можно скорректировать (например, негативное сменить на позитивное).

Вот несколько советов, которые помогут вам научиться думать глубоко, качественно и действенно:

  • Читайте больше книг и делайте это осознанно: анализируйте, систематизируйте прочитанное.
  • Играйте в развивающие игры, периодически разгадывайте головоломки.
  • Изучайте математику.
  • Учите иностранные языки.

Попробуйте определить, какое мышление преобладает в психологии вашего сознания, опираясь на его основные виды (по форме и содержанию), кратко и наглядно перечисленные в этой статье. Если вам покажется, что такой способ оценки окружающего пространства недостаточно эффективен и требует некоторой перезагрузки, записывайтесь на мою консультацию. На ней вы научитесь успешно выстраивать коммуникации с действительностью и получать от нее личную пользу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector