Действенные способы развития аналитического мышления

Содержание:

Стадии развития мышления

Выделяют две основные стадии развития мышления: допонятийную и понятийную. Между ними можно выделить также переходную стадию.

  1. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:

    • нечувствительность к противоречиям,
    • синкретизм (тенденция связывать все со всем),
    • трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),
    • отсутствие представления о сохранении количества.

    Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление преобладают на допонятийной стадии развития мышления.

  2. Переходная стадия. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к понятийному мышлению:

    • Первый – ребенку 2-3 года – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления.
    • На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства.
    • Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.
    • Четвертый этап – у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
    • Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
  3. Понятийное мышление.

    • Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным.
    • Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются.

Развитие креативного мышления

Любая способность, данная человеку с рождения, имеет перспективу развития. Развитие креативного мышления происходит в несколько этапов.

Креативность можно и нужно развивать

Этапы развития креативного мышления:

  • пробуждение;
  • имитация;
  • связи;
  • трансформация.

Первый этап развития креативности приходится на дошкольный возраст и возраст начальных классов, он является неспециализированным. Вторая фаза приходится на пубертатный период и отличается уклоном на оригинальное творчество. Развитие креативности имеет максимальный темп с возраста ученика младших классов и до окончания подросткового периода. На этих этапах очень важна поддержка родителей.

Нахождение определителя матрицы

Метод 3: Скорочтение

Прием скорочтения является хорошим методом для закрепления навыка концентрации внимания и увеличения объема одновременно обрабатываемой информации. Этот метод доступен не только взрослым, но и детям школьного возраста. Способ обучения подробно описан в различных пособиях по психологии. Чаще всего обучение начинается с работ со специальными таблицами, в которых прописаны в хаотичном порядке в ячейках разных размеров и форм одно- и двузначные числа. Нужно сконцентрировать взгляд на центре таблицы и периферийным зрением находить по порядку все числа от меньшего к большему или наоборот. Так тренируется периферийное зрение — чем дольше упражняться, тем отчетливее становятся видны числа, удаленные от центра таблицы. При этом увеличивается объем информации, которая в один момент поступает на обработку в мозг.

Результатом освоения этого навыка является еще и экономия времени при изучении большого объема информации, что сказывается на продуктивности решаемой задачи в целом. Для того, чтобы изучить несколько источников информации в поисках необходимых данных, требуются уже не часы, а минуты.

Упражнение 1. Соединяем несоединимое

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.

Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

  1. Курица ходит вокруг столба.
  2. Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
  3. Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
  4. Столб упал прямо на курицу .

Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:

  • ромашку с молоком;
  • наушники с медузой;
  • сапоги с луной.

Далее придумывайте сами.

Признаки мышления

Как готовиться к ЕГЭ по русскому и на что обратить внимание

Литература

Большую пользу можно извлечь из чтения хорошей литературы. Люди, которые много читают, выделяются на фоне остальных эрудицией, навыком красиво говорить, широким словарным запасом, а также успешностью. С помощью книг можно повлиять даже на качество аналитического мышления. Причем нет необходимости читать сложную специализированную литературу, т.к. тренировать такие навыки получится с помощью художественных произведений. Но это не означает, что от научно-популярных книг стоит отказаться. Какие книги для развития аналитического мышления нужно прочитать:

  1. «Инженерная эвристика» (Д. Гаврилов) – книга о мышлении, которая помогает научиться правильно думать, решать сложные задачи, выстраивать умозаключения.
  2. «Логика и тактическое мышление» (Ч. Филлипс) – позволяет качественно натренировать свой мозг для правильного решения любых вопросов.
  3. «Книга решений. 50 моделей стратегического мышления» (М. Крогеруса, Р. Чеппелер) – книга, помогающая находить решения в любых ситуациях.

Также можно прочитать другие книги, в которых рассказывается о возможностях мозга и мышлении или предлагается решать сложные задачи

Из художественной литературы стоит обратить внимание на произведения Р. Брэдбери, А

Кристи или А. К. Дойла. Все они помогут в развитии аналитических навыков и открытии новых талантов.

Во время чтения художественной литературы следует анализировать действия героев, а также обдумывать, почему они поступили именно так. Дополнительно можно поразмыслить над тем, как бы развивались события, поступи персонаж по-другому.

Упражнение 7. Правда и ложь

А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.

Покажите  ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.

И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:

  • некоторые фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет треугольников;
  • на карточке есть круги;
  • некоторые фигуры на карточке квадраты;
  • все фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет многоугольников;
  • на карточке нет ни одного прямоугольника.

Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.

Высказывания могут быть следующими:

  • все эти животные хищники;
  • на картинке присутствуют домашние животные;
  • все животные на картинке могут лазать по деревьям;
  • у всех животных есть мех.

Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.

Развиваем креативное мышление

Человека, стремящегося мыслить эффективно, наверняка интересует, как развить нестандартное мышление. В этом нет ничего сложного

Для начала важно захотеть поработать над собой, ведь желание — это уже начало пути

Творческое мышление — это способность увидеть нечто новое в обыденном, умение выходить из обычных ситуаций необычным способом, зачастую более эффективным.

  • Рассматривайте любую ситуацию с разных сторон.

Записывайте или запоминайте любые мысли, какие к вам приходят, в дальнейшем это поможет улучшить скорость принятия решений.

Уберите из своей жизни шаблоны: в мыслях, действиях, рабочих моментах. Шаблоны делают наши мысли однообразными, перестает развиваться память, творчество, индивидуальный способ обработки информации.

Что нужно для организации мышления

Мышление и его эффективность зависят не только и не столько от наших способностей, сколько от стимула, то есть от потребности в мыслительном процессе. Наш мозг не любит тратить энергию по пустякам. Если потребности в решении задачи нет, то возникает ситуация, описанная в поговорке про барана и новые ворота. Чтобы включить, активизировать наше мышление, заставить мозг работать – требуется 3 условия.

Проблема

Мысль рождается там, где есть проблема, которая требует решения. Причем гениален не тот, кто нашел ответ на сложный вопрос, а тот, кто его поставил. Недаром говорят, что правильно сформулированная задача – это половина ее решения.

Мы часто мечтаем о спокойном, беспроблемном существовании, а оно не только уныло, но и грозит умственной деградацией. Наличие же проблем стимулирует мыслительную деятельность, поддерживает мозг в тонусе. Оказавшись перед необходимостью решить сложную задачу, наш мозг начинает активно работать:

  • накапливает нужную информацию;
  • сопоставляет ее с имеющейся в памяти;
  • анализирует;
  • сравнивает;
  • ищет наиболее подходящие пути решения.

Не случайно креативы – люди с высоким творческим потенциалом – постоянно ищут и ставят перед собой новые, все более сложные задачи. Им без этого скучно.

Кстати, жизненно важная или просто интересная проблема активизирует не только мышление, но и подстегивает деятельность всех физиологических систем организма: сердце работает энергичнее, живее бежит насыщенная адреналином кровь, повышается общий тонус, даже иммунитет улучшается. То есть проблема бодрит, а найденное верное решение еще и приносит удовлетворение и чувство гордости.

Информация

Наш мозг постоянно получает и обрабатывает не только данные, поступающие извне, но и уже имеющуюся информацию:

  • любое знание – это база, строительный материал для мышления;
  • информация – то, с чем совершаются мыслительные операции.

Это горючее для мозга. В настоящее время у человека большие возможности в получении новых знаний. Часть из них, конечно, оседает в нашем мозгу непроизвольно. Мы смотрим сериалы, читаем новости, общаемся с друзьями в сети. Но если мы поступающую к нам информацию не осмысливаем, не включаем в мыслительную деятельность, она в нашей памяти не сохраняется, так как мозг оценивает ее как ненужную. Наиболее ценны сознательно полученные знания, нужные, полезные, участвующие в решении проблем.

Конечно, наши умственные способности не связаны напрямую со знаниями и тем более не тождественны им. Эрудированный вовсе не значит умный. Но без знаний умственные способности просто не проявятся, а мышление останется примитивным и непродуктивным. Каким бы талантливым ни был кулинар, он не испечет пирог без муки. А человек, не обладающий знаниями, не придумает ничего стоящего.

Техника

Мышление, как любая деятельность, требует навыков, то есть владения приемами, методами, какими-то особыми «фишками». Поиски эффективных техник мышления начались еще в эпоху Античности, более 3 тыс. лет назад. Но особенно энергично это направление в психологии мышления стало развиваться с начала прошлого века.

Именно тогда перед людьми встали такие проблемы, решение которых требовало повышения интенсивности мыслительного процесса, а старые методики оказались уже малоэффективными. Требовалось что-то особенное, такие методы, которые позволили бы мысли вырваться за рамки привычных шаблонных решений. В середине XX века разработкой методов активизации мышления занимались лаборатории при военно-промышленном комплексе, конструкторские бюро крупных фирм, закрытые НИИ. В настоящее время эти методы не только доступны всем желающим повысить эффективность мышления, но и активно популяризируются.

Как выяснить адрес, используя средства Windows?

Разработчики ОС из «Майкрософт» оснастили все Windows мощным инструментом под названием «КС» (Командная строка). Использование «КС» позволяет быстро определять применяемые операторами связи сетевые параметры для доступа компьютера пользователя в глобальную сеть. Опытные пользователи не всегда довольны стабильностью связи даже таких популярных провайдеров как «Билайн» или «Byfly».

Зная простые приемы использования сторонних DNS и прописав их в настройках в качестве предпочтительного и альтернативного, можно значительно повысить скорость работы ПК во всемирной паутине.

Но прежде чем заменить адрес, используемый по умолчанию на альтернативный вариант, надо посмотреть текущий.

С целью самостоятельного решения вопроса, как точно узнать предпочитаемый DNS-сервер, потребуется исполнить такие последовательные действия:

  1. Клацнуть «Пуск»;

  2. Перевести стрелочку на строчку «Все программы»;
  3. Далее развернется перечень приложений, установленных в компьютер, где следует войти в раздел «Стандартные»;
  4. В содержимом раздела найти «КС» и клацнуть ее для запуска консоли;
  5. Если вызов «КС» многочисленным клацаньем мышки вызвал затруднения, то следует пальцем руки надавить на клавишу «Win» на клавиатуре ПК, а другим пальцем щелкнуть по кнопке с латинской буквой «R». Это ловкое движение вызовет меню «Выполнить»;
  6. Затем напечатать «cmd»;
  7. Клацнуть «Ok»;
  8. Далее в «КС» напечатать «nslookup»;
  9. Кликнуть «Ввод»;
  10. Готово. В «КС» отобразится искомый адрес.

Вот так просто любой пользователь может определить адрес DNS и при этом не имеет значение, с каким провайдером у него заключен договор, например, для абонентов «Киевстар» и «Ростелеком» действия будут одинаковы.

Можно ли развить мышление взрослого человека

Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний

Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.

Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.

Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.

Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.

Тест на критическое мышление

Узнав многое про критическое мышление, вам, наверное, уже интересно скорее узнать, а обладаете ли вы такой способностью. Готова вам предоставить инструмент для этого – Тест на критическое мышление. Вам предстоит ответить на 14 интересных и запутанных вопросов.

Мне стало очень интересно, развиваюсь ли я, и, о чудо, получила результат 86,36 %! Как пишется в результатах, это довольно высокий и нечастый уровень. Могу сказать, что результаты меня порадовали!

Советую прямо сейчас пройти этот тест – очень занимательное занятие. Я вам скажу, это хорошая диагностика ваших мыслительных способностей.

Разновидности мышления

В психологии мышление условно подразделяют на логическое и образное – это 2 основные ветви развития, за которые отвечают разные полушария. Также оно бывает теоретическое и практическое, раскрытое и интуитивное, общепринятое и самостоятельное. Выделяют 7 основных видов мышления:

  1. Пралогическое. Примитивное, появляется на первых этапах формирования человеческих мыслей;
  2. Творческое. Заключается в возможности отойти от общепринятых понятий, создать что-либо новое;
  3. Словесно-логическое. Основывается на словесной коммуникации.
  4. Наглядно-образное. Предполагает осознание происходящего в целом и его деталей;
  5. Наглядно-действенное. Предполагает не только осознание, но и конкретные действия;
  6. Практическое. Предполагает наличие четкой цели, алгоритма действий;
  7. Теоретическое. Заключается в возможности не только поиска решения, но и определения алгоритма действий, который поможет решить целую череду подобных задач.

Что такое аналитическое мышление

Способность людей в процессе анализа доступной информации использовать логику и принимать на основе этого окончательное решение является аналитическим мышлением. Этот процесс подразумевает ряд умений:

  • разделять поступающую информацию на составляющие;
  • анализировать как исходные данные в целом, так и отдельные части;
  • компенсировать недостающие информационные элементы с помощью логических выводов.

Аналитические действия в нашей голове делятся на 2 процесса:

  1. Творческий — необходим для поиска новых знаний.
  2. Формальный — проводит анализ, обобщает, делает выводы и закрепляет их в памяти.

Формальный процесс выстроен на общих законах математики и физики, т.е. все материальные объекты и предметы обладают общими свойствами, сходным строением и признаками. Творчество отвечает за те части жизни, которые не поддаются материальным нормам или находятся вне опыта и знаний определенного человека. Например, то, что мы принимаем на веру, — наша интуиция.

Что такое абстрактное мышление

Строгий экзаменатор критикует молодого человека, отвечающего слишком пространно: «Давайте ближе к предмету билета».

Почему студент так бросается умными фразами? Чтобы скрыть пробелы в знаниях, а то и полное их отсутствие. И в этом кроется суть абстрактного мышления.

Знания человека о реальном мире не являются полными, исчерпывающими, конкретными. Но ему нужно как-то ориентироваться среди неизвестных явлений и вещей, поэтому он мыслит абстрактно.

Если бы не было понятия времени, то как бы люди договаривались о встречах? Как бы учёные описывали новые галактики, не имея представления о форме, расстоянии, скорости, веществах? А как бы без общих понятий взаимодействовали науки?

Вы стали свидетелем семейной ссоры. Вашему другу на телефон звонит жена, плачет, кричит, ругается. Какие выводы делает мозг?

  1. Конкретное мышление: жена друга – истеричка;
  2. Абстрактное мышление: возможно, друг обижал жену, она долго терпела, но теперь не может сдерживать эмоции.

Что это такое

Ежедневно каждый человек сталкивается с тысячами задач, требующих решения и влияющих на его дальнейшую жизнь.

Для взвешенных решений требуется логически рассуждать, здраво оценивая ситуацию. Зачастую жизненный опыт знакомых и личный может подвести, а советы из интернета могут оказаться бесполезными, поэтому надо включать мозг и развивать логическое мышление.

Чтобы лучше понять определение этого слова, разобьем его на составляющие: логику и мышление.

Логика – наука о правильном мыслительном процессе, умение рассуждать. Она включает в себя навыки последовательно думать, опираясь на реальные факты и аргументы, не искажая их. Эта наука изучает формы и законы мышления, ход умозаключений.

У нее есть основные понятия и законы, помогающие разобраться
в любой ситуации и решить задачу со стороны рациональности и науки, без
эмоционального подтекста, затуманивающего разум.

Логические законы действительны в любой ситуации и одинаково
справедливы в математических задачах и жизни.

Мышление – часть мозговой и психической деятельности человека, высший уровень познания действительности. Благодаря ему, мы обрабатываем информацию и способны думать, рассуждать и делать выводы. Является отличительной человеческой чертой, как разумного существа. Для этого процесса характерно обобщение и познание посредством окружающего мира.

Информация поступает к нам через органы восприятия, а затем
мы обрабатываем ее в мозгу. От того, что нами движет и каким образом мы мыслим,
зависит сделанный вывод. К объективному рассуждению относят логическое
мышление.

Из этих двух определений можно сделать вывод, что развить логическое мышление – умение обрабатывать информацию, основываясь на логических законах и аргументах, делая объективный вывод.

Зачастую мы принимаем неверные решения, руководствуясь эмоциями, чужими советами, предположениями, страхом или сомнениями. Чтобы избежать дилемм и ошибок, необходимо тренировать свой мозг и прививать себе привычку рассуждать логически без вмешательства иррациональных явлений. Мозг любит трудности и новые познания, тренируется не хуже мышц и приносит плоды «прокачки». Выполняя определённые упражнения, четко осознавая цель этих тренировок, можно полностью изменить мышление и стать лучше, умнее, рассудительнее.

«Жди меня»: Выпуск от 14 августа 2020 года

Можно ли развить свои способности к анализу?

Конечно, можно. Аналитическая способность состоит из двух компонентов: прирожденная одаренность и целенаправленное развитие.

Скорее всего, именно естественным талантом к анализу или его отсутствием объясняется традиционное деление на «гуманитариев» и «технарей»

Это разделение упрощает жизнь учителям: кто станет грузить гуманитарный класс сложными логарифмами и задачами? Или в физико-математическом коллективе снижают роль литературы, изучения языков, уделяя внимание профильным предметам. Это облегчает жизнь также и подросткам

Ведь гораздо проще сказать: «Я не могу решать математические задачи, потому что у меня гуманитарный склад ума» — чем корпеть над сложной задачкой.

Однако такой подход впоследствии не становится полезным для детей. Получается, что гуманитарии будут обделены аналитическими способностями только потому, что их развитием не занимались в школе. А ведь школа – благодатное место и время для изучения наук. Как раз здесь знакомятся с понятийным аппаратом, учатся выполнять логические операции. Именно до 15 лет наиболее эффективно развивается умение анализировать.

Конечно, это не значит, что взрослым уже нельзя тренироваться в улучшении своих способностей. Начинать никогда не поздно! Почитайте о том, как заниматься развитием аналитического мышления.

Упражнения

Существует множество заданий и упражнений для развития мышления детей дошкольного и школьного возраста. Приведем некоторые из них.

«На что похоже?»

Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Спросите у малыша, на что они похожи. А также можете предложить дополнить эти фигуры какими-то деталями, чтобы они стали тем предметами, на которые похожи, например, пусть круг станет цветком, квадрат – домиком, а треугольник – крышей домика.

Имеется обратный вариант этого упражнения. Пусть ребенок скажет, на какие фигуры похожи солнце, крышка, коробка, книга и любая другая вещь.

«Что лишнее?»

Это упражнение с картинками, на которых изображены разные предметы. Такие наборы с картинками можно купить, а можно нарисовать самостоятельно. Например, на нескольких из них пусть будет нарисовано что-то съедобное, а на одной – несъедобное. Надо, чтобы малыш догадался, карточка с какой картинкой является лишней.

«Что это?»

Для этого упражнения нужно придумать словарные ряды и попросить ребенка назвать каждый из них одним общим названием. Например, перечислите разные предметы посуды, предложив ребенку подумать, каким общим словом можно назвать всё перечисленное. Также можно называть фрукты, овощи, цветы, разных диких и домашних животных, птиц.

«Игра в слова»

Здесь полет фантазии родителя ничем не ограничивается. Можно находить и придумывать любые ситуации, связанные со словами и цифрами.

А также можно загадать загадку с цифрами, живущими в предметах. Например, спросить, какая цифра спрятана в табурете, квадрате и кошке. Ответ – четыре ножки у табурета, четыре лапы у кошки, четыре угла у квадрата.

«Кот в мешке»

Для этой развивающей игры понадобится детское лото с картинками. Родитель берет и смотрит картинку, не показывая ее ребёнку. Затем описывает то, что изображено на карточке, не называя при этом самого предмета. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. По мере взросления можно поменяться ролями с ребёнком. Пусть он описывает, а взрослый отгадывает. С помощью такой игры тренируется навыки анализа и синтеза, а также развиваются речевые способности малыша.

«Следопыт»

Нарисуйте на белом листе бумаги разные следы (человека, животных, птиц). Скажите малышу, что это снежная полянка, по которой кто-то гулял. Он должен угадать, кто именно.

Усложненный вариант этого упражнения предполагает добавление логики. Например, босые человеческие следы на снегу. Пусть малыш догадается, что в картинке не совсем так. Если он скажет, что зимой человек босиком не ходит, значит, с развитием логики у него все отлично.

Формы абстрактного мышления

При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.

Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.

Понятие

Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.

И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».

Суждение

Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.

Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.

Умозаключение

Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.

Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.

как развить стратегическое мышление

Основная задача всех упражнений сводится к тому, чтобы научить человека действовать осмысленно, понимать последствия своих действий и видеть перспективу. Кроме того, понимать, удовлетворит человека конечный результат или нет, и что нужно сделать, чтобы развернуть ситуацию так, чтобы получить желаемое.

Основное упражнение для развития стратегического мышления, это приучить себя задавать себе постоянно такие вопросы:

Чего я хочу в результате?
К каким результатам приведет это действие?
Что нужно сделать, чтобы убедиться в том, что у команды одинаковое видение результатов?
Этого ли я хочу?
Какую ценность несет в себе это действие? Насколько это важно для меня?

  1. Необходимо как можно чаще практиковать визуализацию. Представлять полную картину конечного результата. Любую цель, которую вы хотите достичь, нужно уметь четко представлять. Это касается и действий, встреч, собеседований.

Пример упражнения на визуализацию:

Стратегическое видение  — привычка видеть полную картину происходящего в мельчайших подробностях. Благодаря таким упражнениям и задаваемым вопросам, можно развить эту привычку и она станет частью вашего мышления.

Если вы мечтаете, к примеру, открыть собственную кофейню, представьте в мельчайших деталях, где она будет, как будет выглядеть. Визуализируйте место, интерьер, сотрудников, посетителей, ассортимент товара. Когда вы четко представите, чего хотите, будет намного проще двигаться к цели.

Еще одно упражнение: вспомните любую конфликтную ситуацию из вашей жизни. А теперь проговорите три возможных варианта, как выйти из конфликта с пользой для себя

Это упражнение заставляет мыслить стратегически, прогнозировать наперед, что будет происходить дальше, в зависимости от вашего поведения и сказанных слов.
Очень важно уметь замечать причинно-следственные связи. Проанализируйте, почему человек так поступил, какое действие за этим последовало и почему

Чем длиннее вы сможете выстроить цепочку причинно-следственных связей, тем более эффективное решение вы примите в конечном результате.

Каждым человеком движет определенная мотивация, желание, цель. Каждое действие можно объяснить определенной эмоцией или чувством. Научитесь это замечать в других людям и контролировать в себе.

Развивайте стратегическое мышление, чтобы сделать свою жизнь понятнее, целенаправленнее и осознаннее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector